В 2023 году Минпромторг запустил сразу несколько экспериментов по цифровой маркировке, под которые попали популярные продукты — детская вода, сладкие газировки, соки, морсы, квасы, компоты, а также напитки на основе сои, орехов, злаков и семян. После окончания экспериментов производители таких товаров будут обязаны наносить на упаковки специальные Data Matrix коды, а также передавать сведения о маркированной продукции в государственную систему мониторинга «Честный знак».
Эта мера должна позволить значительно сократить фальсификат продукции. Так, по оценкам центра отраслевой экономики НИФИ, доля контрафакта только в сегменте сладкой воды составляет порядка 20%. Согласно исследованиям НИУ ВШЭ, маркировка позволит защитить права легальных производителей и сократить продажи нелегальной продукции как минимум на 70%. Это поспособствует росту чистой прибыли производителей безалкогольных напитков на 8,6 млрд рублей в год, а производителей соков — на 4,5 млрд рублей. Доходы бюджета при этом могут вырасти на 4,3 млрд рублей в год для рынка безалкогольных напитков и на 2,5 млрд рублей — для рынка соков.