Переход на цифровую маркировку — не самая простая задача с точки зрения технического обеспечения, особенно в свете того, что решать ее предстоит в довольно сжатые сроки. Как правило, на эксперимент по маркировке той или иной товарной группы отводится не больше года, после чего маркировка становится обязательной. Однако в случае с консервированной продукцией отведено значительно меньше времени — всего с февраля по август 2024 года.
За это время нужно выбрать поставщика ИТ-решений уровня L1-L3, который будет отвечать за программно-аппаратную часть нанесения кодов маркировки, а также ИТ-поставщика решения уровня L4 — системы управления сериализацией товаров, которая будет передавать сведения о кодах Data Matrix в государственную систему мониторинга «Честный знак» (ГИС МТ).
Начать нужно с формирования проектной команды. Ей предстоит изучить нормы законодательства, касающиеся прослеживания товаров, а также опыт коллег, которые уже работают с маркировкой.
Далее нужно распланировать проект построения новой ИТ-инфраструктуры для исполнения требований регулятора, включая бюджетирование, и изучить представленные на рынке ИТ-решения для управления цифровой маркировкой.
- программно-аппаратный комплекс
Прежде всего, предстоит сделать правильный выбор оборудования для нанесения кодов Data Matrix. Он зависит от того, с какой упаковкой имеют дело производитель и поставщик и как нужно будет маркировать конкретные товары: разместить марку на бумажной этикетке консервной банки или на фольгированном пауче — совсем не одно и то же. В такой ситуации для многих компаний менее затратным будет изменение упаковки, а не приобретение оборудования, которое способно работать с привычными форм-факторами.
При этом стоит учитывать и то, что в дальнейшем и производитель и поставщик могут расширить ассортимент продукции за счет товаров с другими формами упаковки, и необходимо предусмотреть возможность работы с ними. Поэтому поставщик программно-аппаратного комплекса для цифровой маркировки должен уметь работать со всеми необходимыми форм-факторами и при необходимости расширять этот перечень.
- передача сведений в ГИС МТ «Честный знак»
Далее предстоит выбрать систему сериализации товаров уровня L4 для передачи данных о маркировке в государственную систему мониторинга ГИС «Честный знак». Система L4 должна обеспечивать возможность обработки данных, работать с широкими номенклатурами и большим количеством SKU. Это качество особенно критично для крупных производителей и поставщиков. ИТ-продукт также должен быть совместим с различными учетными системами, такими как WMS или ERP. Чем больше коннекторов предлагает поставщик системы, тем проще и быстрее будет ее интеграция с тем парком ИТ-систем, который уже использует компания.
Задача по встраиванию в ИТ-ландшафт инструмента управления маркировкой также стоит перед участниками рынка, импортирующими продукцию в Россию. Таким поставщикам нужно автоматизировать процесс передачи сведений в «Честный знак» на таможенном складе. В случае, если они уже используют track&trace-решение от глобальных поставщиков, стоит проверить, совместимо ли оно с ИТ-инфраструктурой регулятора и позволяет ли бесперебойно отправлять данные в ГИС МТ.
Наконец, особенное внимание стоит обратить на отсутствие vendor-lock ИТ-продукта, то есть, стремления поставщика «привязать» производителя товаров к решениям от одной компании. Как правило, такие ИТ-продукты труднозаменимы и любые сложности (будь то уход с рынка компании-поставщика, недоступность облачного сервиса или политические факторы) могут оказаться непреодолимыми, привести к нарушению в цепочках поставок или простою производства.
В процесс управления логистикой вовлечены сразу несколько ИТ-систем. Как правило, это ЭДО, ГИС МТ, track&trace-система и система класса ERP. Переход на цифровую маркировку способствует появлению новых бизнес-процессов в компании производителя и поэтому требует модернизации текущей ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения. Так, с введением маркировки значительно усложняется претензионная работа, ведь помимо выявления факта недостачи или пересорта теперь потребуется вычислять конкретные паллеты, которые вовремя не доехали до точки сбыта и где они находятся. Оперативное разрешение подобных инцидентов невозможно без автоматизации и развитого цифрового ландшафта. Производителю стоит учитывать, что внедрение новых цифровых решений — это не быстрый процесс, который требует глубокой проработки ещё на стадии анализа проекта.