Разговоры о массовом внедрении маркировки товаров в Казахстане шли давно, и в некоторых отраслях, например, в табачной промышленности, уже были реализованы первые подобные проекты, но в полной мере новая система заработает с 2022 года. При этом у многих игроков до сих пор нет полного понимания, как работает система маркировки на практике, с какими сложностями сталкиваются производители и какие преимущества они в итоге получают. Свое экспертное мнение в данном материале озвучивает Арыстанбек Джолдасбеков, Директор представительства Utrace в Казахстане и Центральной Азии.
Разговоры о массовом внедрении маркировки товаров в Казахстане шли давно, и в некоторых отраслях, например, в табачной промышленности, уже были реализованы первые подобные проекты, но в полной мере новая система заработает с 2022 года. При этом у многих игроков до сих пор нет полного понимания, как работает система маркировки на практике, с какими сложностями сталкиваются производители и какие преимущества они в итоге получают. Свое экспертное мнение в данном материале озвучивает Арыстанбек Джолдасбеков, Директор представительства Utrace в Казахстане и Центральной Азии.
Маркировка - это проект, который длится несколько лет и охватывает одновременно различные торговые группы. Речь идет в первую очередь о лекарственных средствах, молочной продукции, безалкогольных напитках и питьевой воде. Новый закон вступает в силу в 2022 году и постепенное внедрение проекта маркировки в фармацевтической отрасли продлится до 1 июля 2023 года. Пока речь идет о первом этапе маркировки лекарственных средств, который начинается 1 июля 2022 года, и дальнейшем поэтапном присоединении фармкомпаний к процессу маркировки. Еще нет необходимой нормативно-правовой базы для маркировки, однако ее выход запланирован на ближайшие месяцы и нет сомнений в обязательном соблюдении сроков внедрения.
Новые правила могут изменить целые отрасли и создать вызовы для многих игроков в самых различных сегментах. Процессы маркировки уже были внедрены в России, и Utrace является одним из лидирующих интеграторов и поставщиков решений уровня L4. Полученный опыт помог выделить ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются производители и найти оптимальные способы их решения.
Во-первых, это ограниченность сроков — компания или успевает привести свою продукцию в соответствие с новыми стандартами, или вынуждена уйти с рынка. В частности, регулятор задает точные сроки, например, два года, чтобы интегрировать маркировку в конкретную группу товаров. К концу истечения этого срока спрос на подобные услуги будет только расти, и компании, которые не успеют внедрить новую маркировку заранее, столкнутся с серьезными вызовами - особенно с учетом того, что поставщиков в этой сфере не так много. Производители могут поставить продукцию на склад, однако сроки годности будут подходить к концу, и дистрибьютеры просто не захотят покупать товар. В итоге продукцию придется либо списывать, либо продавать с существенным дисконтом. Поэтому рекомендуется искать поставщика заранее. Важно как можно быстрее начать производить первые партии маркированного товара и запускать тесты вместе с контрагентами по всей логистической цепочке, потому что на стыке поставок всегда бывают ошибки - вы можете сделать все хорошо, но этого может быть недостаточно.
Во-вторых, существенная проблема - это отсутствие у самих производителей внутренней экспертизы в области маркировки. Поэтому на раннем этапе достаточно трудно выбрать подрядчика. Чтобы облегчить этот процесс, рекомендуется для поставщиков четко прописывать детальные спецификации с требованиями - URS (user requirements specifications), причем стоит включить в этот документ функциональные и нефункциональные требования, также обязательно вопросы, связанные с безопасностью и производительностью, потому что это будет влиять на операционные процессы. В целом, любой проект по внедрению маркировки может длиться до полугода, и права на ошибку у производителя нет, все должно быть отработано очень четко.
Однако, помимо сложностей, внедрение маркировки означает и дополнительные возможности как для производителя, так и для покупателя.
Во-первых, маркировка - это уникальный источник информации о движении каждой единицы товара по всей логистической цепочке - от производства до поставки конечному потребителю. Если компании получат доступ к этой информации, они смогут улучшить процессы планирования производства и поставок, а также оптимизировать маркетинговое продвижение своего товара в зависимости от детального спроса, что в свою очередь ведет к более эффективному расходованию бюджета.
Во-вторых, используя маркировку, компании смогут установить непосредственный контакт с потребителем - отсканировав QR-код, он сможет получить информацию о компании, поучаствовать в промо-акции, поделиться своим мнением о товаре, а если речь идет о фармацевтической продукции, покупателю будут доступны электронная инструкция и интегрированный с календарем график приема лекарств. Таким образом, маркировка становится уникальным инструментом, который позволит производителю и потребителю намного лучше узнать друг друга.