Первые запросы, связанные с операторами обмена, пришли к нам еще в конце прошлого года. Компании увидели риски в обеспечении стабильности взаимодействия систем маркировки с другими системами, но не могли увеличить штат сотрудников.
Изначально мы предполагали, что основная функция операторов обмена будет связана с контролем данных на стыке систем, как дополнение к техподдержке. Например, ошибка, возникающая в учетной или складской системе, приводила к передаче некорректных данных в МДЛП. При этом техническая поддержка системы прослеживаемости могла только констатировать факт приема ошибочных данных, но не разобраться в первопричине ошибки.
По мере общения с клиентами появлялось все больше запросов на выполнение работ, связанных с маркировкой, но не касающихся обмена данными. Например, в нескольких компаниях не был закрыт вопрос с контролем стока кодов маркировки и выставлением счетов в ЦРПТ, а кому-то нужна была помощь в обновлении SOP-процедур, валидации и тестировании.
Если обобщить все запросы, которые мы получали, их можно распределить на четыре группы.
Первая группа задач связана с обеспечением постоянного контроля обмена данными с МДЛП и регистратором эмиссии. Здесь компании видят наибольшие риски: например, если сведения об отгрузке переданы несвоевременно, некорректно или не переданы вовсе, можно не только нарушить цепочку передачи данных, но и получить административный штраф за каждое правонарушение (ст. 12.15 КоАП). При этом обеспечение постоянного контроля в операционном режиме требует больших ресурсов.
Привлечение операторов обмена позволяет снизить нагрузку на штатный персонал и обеспечить надлежащий контроль. Специалисту в этом случае предоставляют доступ к системам маркировки и отчетности, а далее он выполняет ряд инструкций, например, получив информацию об операции, проверяет ее корректность в МДЛП. В конце рабочего дня (или по завершении бизнес-операции, если ее объем значительный) оператор обмена делает сверку данных с МДЛП. При необходимости он должен уметь сформировать и загрузить сообщение вручную. Это требует определенных навыков и знаний, например, владение языком разметки XML — обязательное условие для такого специалиста.
Вторая группа задач — это выявление нарушений информационного обмена между системами, поиск и устранение их причин. В идеале на оператора обмена должны стекаться все сообщения об ошибках, связанных с передачей данных по маркированной продукции. Здесь от оператора обмена требуются уже аналитические навыки, чтобы не только «ловить» ошибки, но и уметь провести детальный RCA-анализ, а также правильно поставить задачу в поддержку системы, которая дала сбой. Эта группа задач обеспечивает целостность информационного обмена, часто для их выполнения требуется хороший уровень английского языка.
Третья группа задач — это бизнес-поддержка и администрирование текущих систем. При этом оператор обмена может заниматься не только добавлением новых пользователей, загрузкой мастер-данных и управлением ролями. Часто компании добавляют к их обязанностям помощь в установке и тестировании новых релизов, проверку работоспособности действующих интерфейсов, обновление технической документации, настройку таблиц соответствия данных между системами, а также администрирование мастер-данных, связанных с маркировкой, во всех системах.
Четвертая группа задач связана с обеспечением непрерывности производственного процесса, и она очень актуальна для производителей или компаний, имеющих свои складские мощности, а значит, и большой штат линейных сотрудников, непосредственно работающих с системой.
Здесь можно выделить две основные категории задач:
- обеспечение непрерывной работы систем маркировки и передачи данных, включая прием обращений пользователей, решение простых запросов и заведение инцидентов;
- обучение людей и поддержание в актуальном состоянии пользовательской документации.
Задачи из первой категории выполняют те же операторы обмена, постоянно находящиеся на площадке и понимающие, как работает система на уровне операций в целом. Они же выполняют ежедневные сверки по своим площадкам и анализ ошибок. В непрерывных производствах такая команда может насчитывать более пяти человек (по одному в смену плюс один координатор).
Задачи из второй категории чаще делегируются службам поддержки, отвечающим за управление знаниями, хотя есть и исключения.